Перспективы двигателей внутреннего сгорания

Прошло почти 132 года с тех пор, как русский моряк Огнеслав Костович построил первый бензиновый двигатель внутреннего сгорания с электрическим зажиганием. Без малого полтора века — возраст более чем почтенный. Поневоле задаешься вопросом, а не изжил ли такой двигатель себя? Ведь его старший современник — паровой двигатель – который активно использовался в железнодорожном транспорте еще в середине XX в., сегодня востребован главным образом в качестве музейного экспоната. Не ждет ли в ближайшем будущем подобная участь и такой привычный для нас пламенный, как поется в песне, мотор?

Казалось бы, есть вполне серьезные основания для такого вопроса. Сокращаются мировые запасы нефти, из которой делают горючее, а само использование в качестве топлива нефтепродуктов загрязняет окружающую среду. Появились автомобили с электрическим приводом. Да, пока они очень дорогие, но, возможно, это только пока. И сама конструкция двигателя внутреннего сгорания сегодня почти исчерпала свои возможности к совершенствованию.

Однако скорее всего этот почти полуторавековой дымящий бензиновыми парами дедушка уйдет на пенсию не сегодня и даже не завтра, вопреки желанию ряда экологов. Попробуем порассуждать, почему так. Ну, прежде всего, как это ни парадоксально, при сегодняшнем уровне развития техники и технологий больший вред окружающей среде может нанести не наличие автомобильных двигателей внутреннего сгорания, а их отсутствие.

Предположим, что завтра автомобильные двигатели на нефтепродуктах заменят электрическими, создадут эффективную инфраструктуру для их использования с заряжающими аккумуляторы подстанциями. Но электричество-то для всей этой экологически чистой роскоши по-прежнему будет производиться преимущественно на электростанциях, где по-прежнему станут сжигаться уголь или те же нефтепродукты, либо на АЭС. И таких электростанций понадобится значительно больше, чем сейчас. Соответственно, будет больше выбросов в атмосферу продуктов сгорания угля и мазута, вред от которых окажется во всяком случае не меньшим, чем от выхлопов автомобильных моторов.

Ситуацию могли бы переломить электростанции на базе термоядерных реакторов, которые куда мощнее и безопаснее для экологии планеты, нежели обычные тепловые и атомные. Они вырабатывали бы дешевое электричество в достаточных для массовой эксплуатации электротранспорта объемах. Но таких реакторов пока нет, и появятся они, несмотря на некоторые оптимистичные прогнозы, судя по всему, еще не скоро. И вот до тех пор самым распространенным приводом для автомобилей останется старый добрый двигатель внутреннего сгорания.

Нельзя сказать, что он морально устарел. Да, его механическую часть уже нельзя каким-то революционным образом улучшить, но этого не скажешь о рабочем процессе двигателя внутреннего сгорания. Тут все еще есть возможность для серьезных усовершенствований. Таким образом, наши старые добрые автомобильные двигатели рано списывать в архив. Они еще долго будут востребованы. Ну а вместе с ними и мы – «Евромотор».