Из истории двигателей внутреннего сгорания

В конце XVIII – начале XIX в. в Европе началась промышленная революция. Появлялись крупные промышленные предприятия, их становилось все больше и больше. Росло население городов, где концентрировалась промышленность. Подвоз сырья, доставка произведенной продукции, перемещение рабочей силы требовали совершенствования транспортной системы. Широкое применение обрел паровой двигатель. С 30-х годов XIX столетия европейские страны начали покрываться сетью железных дорог, которые связывали промышленные центры друг с другом.

Но в то время, когда между городами грузы и пассажиры перемещались уже силой пара, в самих городах практически единственным видом транспорта оставались гужевые повозки, количество которых тоже увеличивалось пропорционально росту промышленности и обслуживающего ее городского населения. Знаменитый русский химик Д.И. Менделеев – тот самый, которому приснилась знакомая каждому из нас со школьной скамьи таблица – подсчитал, что с таким темпом развития гужевого транспорта лет через сто, т. е. примерно к середине XX века, города просто утонут в экологически чистом продукте метаболизма лошадей, известном как конский навоз.

Думается, что даже для самоотверженных борцов за экологию во всем мире вроде Греты Тунберг массовое использование автомобилей с бензиновыми или дизельными двигателями может показаться вполне приемлемой альтернативой барахтанию в многометровых пластах лошадиных фекалий. И уж тем более такая перспектива не радовала людей позапрошлого века, понимавших, что городу жизненно необходим вид транспорта с другим, так сказать, силовым агрегатом. Таким силовым агрегатом стал двигатель внутреннего сгорания. А возник он следующим образом.

В 1799 г. французский инженер Филипп Лебон для благоустройства городского быта изобрел газовое освещение. Оно осуществлялось с помощью специальных фонарей, в которых использовался так называемый светильный газ – смесь водорода, метана и угарного газа, получаемая при термической обработке каменного угля или нефти. Лебон заметил, что светильный газ не только довольно ярко горит. Его смесь с воздухом взрывается, а при взрыве выделяется огромная энергия. Эту энергию инженер решил поставить на службу человеку. В 1801 г. он получил патент на первый газовый двигатель, состоявший из двух компрессоров и камеры сгорания. Так возник прототип современного двигателя внутреннего сгорания.

Этот двигатель в 1860-м году усовершенствовал бельгийский изобретатель Жан Этьен Ленуар. Он дополнил его системой электрического зажигания. В дальнейшем двигатель на светильном газе доработали немецкие механики Николаус Отто и Ойген Ланген. Однако широкого распространения такой двигатель не получил по причине достаточной опасности топлива и непредсказуемости процесса его сгорания. К тому же и мощность двигателя оставляла желать лучшего. Стало ясно, что для него нужно искать другой вид топлива, который был бы свободен от недостатков светильного газа. Новое топливо было найдено достаточно быстро. Им оказался бензин, синтезированный еще в 1825 г. английским естествоиспытателем Майклом Фарадеем.

В начале 70-х годов XIX века бензин в качестве топлива для двигателя внутреннего сгорания попытался использовать американский инженер-механик Джордж Брайтон. Он разработал специальное устройство для формирования горючей смеси — карбюратор. Однако бензиновый мотор Брайтона был весьма далеким от совершенства.

Первый бензиновый двигатель внутреннего сгорания приемлемого качества с электрическим зажиганием построил в начале 80-х годов XIX века русский моряк Огнеслав Костович. Так сформировался базовый элемент современного автомобильного транспорта. Тот самый, который лучше всего покупать и обслуживать у нас — в «Евромотор».