Дизель: вперед как по маслу!

С возникновением бензиновых двигателей внутреннего сгорания попытки усовершенствования силового агрегата для транспорта не закончились. Одну из таких попыток предпринял немецкий инженер Рудольф Дизель.

В начале 90-х годов XIX века он выдвинул идею создания экономичного двигателя, для функционирования которого не требуются относительно дорогой бензин, наличие карбюратора и системы электрического зажигания. В основе работы этого двигателя лежит принцип, известный как цикл Карно. В 1824 году его сформулировал французский инженер и математик Сади Карно. Исходя из данного принципа Дизель предложил воспламенять топливо не с помощью электрического разряда, а путем использования высокой температуры быстро сжатого воздуха.

23 февраля 1892 года инженер получил патент на новый тип двигателя внутреннего сгорания. О моторе он писал так: «Моя идея настолько опережает все, что создано в этой области до сих пор, что можно смело сказать: я иду впереди лучших умов человечества по обе стороны океана!» И это не было преувеличением. Но теперь Дизелю предстояло перейти от теории к практике и воплотить свои конструкторские идеи в конкретном проекте.

Прежде всего необходимо было найти оптимальное топливо. В качестве такового инженер использовал угольную пыль, затем бензин. Использование бензина привело к взрыву. К счастью, изобретатель не пострадал и даже опытный образец двигателя не был разрушен. После этого Дизель попробовал использовать в качестве топлива керосин. В результате мотор проработал около минуты. В конце концов путем проб и ошибок был найден относительно оптимальный вариант топлива — тяжелые фракции нефти, которые по своим физическим свойствам напоминают масло. В итоге в 1895 году Дизель собрал третий вариант своего двигателя, который содержал все основные узлы современного дизельного мотора.

Серийный выпуск дизельных двигателей начался в 1897 году. Ведущим предприятием по их выпуску стал завод в немецком городе Аусгбурге. Этот завод стал отправной точкой истории одного из крупных современных автомобильных концернов – MAN SE, контрольным пакетом акций которого сегодня владеет концерн Volkswagen.

В 1899 году дизельный двигатель получил главный приз на Всемирной выставке в Париже.

Детище Рудольфа Дизеля имеет ряд преимуществ. К ним можно отнести относительно небольшие габариты, пожарную безопасность, простой запуск и экономичность. И, конечно, существенным плюсом будет приобретение дизельного двигателя у нас — в «Евромотор».